Недавние отчеты ЮНКТАД по разрешению споров между иностранными инвесторами и принимающими государствами: обзор

ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию) – ключевой орган Генеральной Ассамблеи ООН в области торгового и экономического развития, который, помимо прочего, занимается сбором, систематизацией и аналитикой информации о спорах между иностранными инвесторами и принимающими государствами (Investor-State Dispute Settlement — ISDS). Предлагаем Вашему вниманию обзор недавних аналитических документов, подготовленных ЮНКТАД по итогам 2016 года.

1. Обзор развития системы разрешения споров между иностранными инвесторами и принимающими государствами по итогам 2016 г.

ЮНКТАД ежегодно готовит обзоры основных тенденций, статистики и особенностей ISDS. Основные итоги отчета за 2016 год следующие:

  • В 2016 году было инициировано 62 новых арбитражных разбирательства между иностранным инвестором и принимающим государством (для сравнения: в 2015 их было 74), а общее число таких споров стало равно 767. Из всех публичных решений, вынесенных по юрисдикции спора, половина была решена в пользу государства. Из всех публичных решений, вынесенных по существу спора:
    • 60 % было решено в пользу иностранного инвестора и
    • 40 % — в пользу государства.
  • Наиболее популярными государствами-ответчиками стали:
    • Испания, Колумбия и Индия, против каждого из которых было инициировано по 4 спора.
    РФ стала ответчиком в 3 спорах.
    Наибольшее количество споров было инициировано инвесторами из:
    • Нидерландов и США (по 10 споров),
    • Великобритании (7 споров).
    Инвесторы из РФ инициировали 2 спора.
  • Из всех споров, инициированных в 2016 году, 2/3 были основаны на двусторонних инвестиционных договорах, остальные – на отдельных главах многосторонних соглашений. Наиболее популярные международные договоры:
    • Договор к энергетической хартии (10 споров);
    • НАФТА (3 спора)
    • Двусторонний инвестиционный договор между РФ и Украиной (3 спора).
  • Около 60 % споров, инициированных в 2016 году, связаны с деятельностью в сфере услуг, а именно:
    • Поставка электроэнергии и газа (11 споров)
    • Телекоммуникации и информация (6 споров)
    • Финансовый сектор и страхование (4 дела)
  • Среди наиболее часто оспариваемых мер инвесторами фигурируют следующие:
    • Прямая экспроприация инвестиций (минимум 7 дел)
    • Законодательные реформы в секторе возобновляемой энергии (минимум 6 дел)
    • Налоговые меры, в частности, незаконно начисленные налоги или лишение налоговых льгот (минимум 5 дел)
    • Отзыв лицензий или разрешений (минимум 5 дел)

2. Обзор II-ой фазы реформы системы разрешения споров между иностранными инвесторами и принимающими государствами

В рамках проекта по реформе подходов к международным инвестиционным соглашениям (UNCTAD’s Road Map for IIA Reform), с 2016 г. ЮНКТАД готовит промежуточные отчеты с итогами за соответствующую фазу проекта.
Основные итоги отчета за 2016 год следующие:

  • Помимо приведения в соответствие сети международных инвестиционных договоров, подходы к реформам также нуждаются в синхронизации на национальном, региональном и континентальном уровнях.
  • Необходимы дальнейшие усилия по дефрагментации международного права, а именно по взаимодействию международного инвестиционного права с международным экологическим, трудовым, налоговым и торговым правом, защитой прав человека и иными отраслями международного права.
  • Среди предлагаемых шагов по дальнейшим направлениям реформирования, наиболее приоритетными выделяются следующие:
    • Совместное толкование положений инвестиционных договоров государствами-участниками
    • Замена «устаревших» инвестиционных договоров, в т. ч. прекращение действия старых договоров
    • Синхронизация взаимодействия между действующими инвестиционными договорами (в контексте положений о режиме наибольшего благоприятствования)
    • Многосторонние совместные действия (как например, принятие многосторонних конвенций)

3. Обзор Всемирного инвестиционного отчета

Глава 3 Всемирного инвестиционного отчета ЮНКТАД посвящена регулированию иностранных инвестиций. В большинстве своем она повторяет ключевые выводы из двух вышеупомянутых отчетов. Можно отметить среди основных итогов за 2016 год следующие:

  • В 2016 году было заключено 37 новых международных инвестиционных договоров:
    • 30 двусторонних инвестиционных договоров
    • 7 торговых соглашений с отдельными инвестиционными главами.
    Наиболее активными в этом плане странами были: Турция (7 договоров), Канада, Марокко и ОАЭ (по 4 договора), Иран и Нигерия (по 3 договора). Общее число всех договоров составило 3 324.
  • 19 международных договоров прекратили свое действие: для Индонезии (11 договоров) и для Индии (7 договоров). Из них 16 были прекращены в одностороннем порядке, 1 по соглашению сторон, 2 заменено новыми договорами.